Создание путей продуктивной интеграции аюрведческих
подходов в российскую систему здравоохранения
Аннотация
На уровне Всемирной Организации Здравоохранения возникла и начала воплощаться в жизнь идея интеграции сохраненных ресурсов народной и традиционной медицин в здравоохранение стран членов организации. По классификации Всемирной Организации Здравоохранения ряд стран относится по интег-рированию народной и традиционной медицин в государственную систему здравоохранения к первой категории. В них официально в национальной системе здравоохранения признается и разрешается приме-нение методов традиционной и народной медицины. В настоящее время система здравоохранения России в полной мере обеспечивается классической медициной. Но на практики и методы официально непризнанных народной и традиционной медицин запретов нет. Таким образом, Россия является государством с толерантной системой здравоохранения. Хотя в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеется Статья 50 «Народная медицина», позволяющая предполагать прогресс в процессе формирования интегрированной системы российского здравоохранения. 2 ноября 2023 г. Прези-дент России Владимир Путин подписал Указ о развитии природоподобных технологий и поручил правительству в течение полугода разработать и утвердить план их развития, что явилось серьёзным посылом к началу активных действий в предметной области. Предметом научных интересов авторского коллектива в разрезе обозначенной проблемы стало внедрение отдельных аюрведческих подходов в процесс разработки составов и технологии ряда биологически активных добавок. Подобный путь должен повысить информированность населения России о существующих альтернативных возможностях оздоровления собственного организма, а, следовательно, ускорить утверждение аюрведческой медицины на государст-венном уровне. Цель исследования: проанализировать ситуацию с применением инструментов традицион-ных медицин в Российской Федерации; предложить тактический путь внедрения аюрведческих подходов в практику профилактической медицины.
Выходные данные для цитирования русскоязычной печатной версии статьи:
Колесник А.Б., Новиков О.О. Создание путей продуктивной интеграции аюрведческих подходов
в российскую систему здравоохранения. Бутлеровские сообщения. 2024. Т.78. №4. C.60-66.
DOI: 10.37952/ROI-jbc-01/24-78-4-60
Выходные данные для цитирования русскоязычной электронной версии статьи:
Колесник А.Б., Новиков О.О. Создание путей продуктивной интеграции аюрведческих подходов
в российскую систему здравоохранения. Бутлеровские сообщения A. 2024. Т.7. №2. Id.7.
DOI: 10.37952/ROI-jbc-01/24-78-4-60/ROI-jbc-RА/24-7-2-7
The output for citing the English online version of the article:
Alexander B. Kolesnik, Oleg O. Novikov. Creating ways to productively integrate Ayurvedic approaches
into the Russian healthcare system. Butlerov Communications A. 2024. Vol.7. No.2. Id.7. DOI: 10.37952/ROI-jbc-01/24-78-4-60/ROI-jbc-А/24-7-2-7
Введение
Рост численности населения Земного шара сопряжен с возникновением огромного числа проблем различного характера и, в большей части, антропогенного. Отдельно стоящей проблемой является недостаточная эффективность существующих систем здравоохранения, особенно в слабо развитых странах. И теперь, в новых реалиях, пришло время вспомнить действенные инструменты эмпирического происхождения, столетиями и более, оттачиваемые в условиях локальных этносов. Конечно же, речь идет о богатейшем опыте народной медицины и медицины, доросшей до статуса традиционной. И здесь, в очередной раз, следует сказать о глобальной ошибке наших недавних предшественников, отодвинувших значительную часть ценнейшего опыта многих поколений на задний план, вплоть до полного забвения. Этому можно найти оправдание – сам рост народо-населения, на фоне перманентных появлений различных поветрий, требовал создания промыш-ленной фармации и ее продуктов[1]. Наступивший век химии способствовал многовекторному развитию лекарствоведения в сторону получения большого числа целевых быстродействующих инструментов ксенобиотической природы, затмивших существующие. Но, как выяснилось спустя десятилетия, во-первых, применение большинства современных препаратов официальной медицины сопряжено с проявлением тех или иных побочных эффектов [1], что даже вылилось в появление термина «лекарственная болезнь», а, во-вторых, данные препараты просто не справ-ляются с решением всех сегодняшних задач здравоохранения, как уже говорилось выше. Кроме того, грядущий уход медицины симптоматической терапии, в свою очередь, заставляет вспомнить то, что не следовало забывать.
Несомненно, в связи с вышесказанным, на уровне Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) возникла и начала воплощаться в жизнь идея интеграции сохраненных ресурсов народной и традиционной медицин в здравоохранение стран членов ВОЗ. Позиция организации в отношении данных медицин была выражена в разработанной в 2001 г. Стратегии [2]. Здесь дана характерис-тика народной медицине (медицине коренных народов) и широко используемым в азиатских странах традиционной медицине: аюрведе, китайской, арабской медицине и др. Многие члены ВОЗ, а также национальные профессиональные ассоциации, выразили желание участвовать в осуществлении данной Стратегии. Таким образом, ВОЗ официально запустила процесс признания народной и традиционной медицин, их интеграции в национальные системы здравоохранения [3].
Пришло время вспомнить, что традиционная медицина отличается от народной (разно-этничной) тем, что она возникла на основе конкретных письменных канонов, которые имелись не у всех народов, а именно, в ряде азиатских государств и этносов. «Традиционная», в отличие от «народной» означает, что медицинское знание письменно кодифицировано [4, 5]. В ряде стран, таких как Китай, Индия, Вьетнам, Корея, Армения на государственном уровне были оформлены статусы традиционных медицин и систем управления ими. В этих странах были сформированы системы профилированного обучения специалистов в области традиционной медицины на базе классического медицинского образования западного образца. При этом сформировалась новая культура предложения услуг традиционной медицины пациентам, а именно, прием в клиниках, использование последних достижений медицинской диагностической техники и пр. Также воз-никли новые формы традиционных лекарственных средств, например, таблетированные. Появи-лась и их современная упаковка, соответствующая требованиям разрешительных систем и учи-тывающая законы маркетинга.
По классификации ВОЗ названные страны относятся по интегрированию народной и традиционной медицин в государственную систему здравоохранения к первой категории. В них официально в национальной системе здравоохранения признается и разрешается применение методов традиционной и народной медицины. Соответственно, альтернативные медицины вклю-чаются в государственную политику в области лекарствоведения, осуществляется государственное регулирование оборота лекарственных препаратов, ведется подготовка профильных кадров, проводятся целевые научные исследования и др. [3].
Некоторые источники ошибочно причисляют к таким странам и Россию [6]. Однако в настоящее время система здравоохранения России в полной мере обеспечивается классической медициной. Но на практики и методы официально непризнанных народной и традиционной медицин запретов нет. Таким образом, Россия является государством с толерантной системой здравоохранения. Хотя в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеется Статья 50 «Народная медицина», позво-ляющая предполагать прогресс в процессе формирования интегрированной системы российского здравоохранения [3]. 2 ноября 2023 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ о развитии природоподобных технологий и поручил правительству в течение полугода разработать и утвердить план их развития, что явилось серьёзным посылом к началу активных действий в предметной области.
Предметом наших научных интересов в разрезе обозначенной проблемы стало внедрение отдельных аюрведческих подходов в процесс разработки составов и технологии ряда биологически активных добавок. Подобный путь, по нашему мнению, должен повысить информированность населения России о существующих альтернативных возможностях оздоровления собственного организма и ускорить утверждение аюрведческой медицины на государственном уровне.
Цель исследования: проанализировать ситуацию с применением инструментов традицион-ной медицины в Российской Федерации, предложить тактический путь внедрения аюрведческих подходов в практику профилактической медицины.
Основная часть аналитического обозрения
Представляется уместным сказать пару слов о самой аюрведческой медицине.
Аюрведа является неотъемлимой частью ведической культуры, зародившейся в Индии во втором веке до нашей эры. Целью ведической традиции является раскрытие потенциала человека. Факторы, влияющие на достижение этой цели, являются ценностями в учении вед. Поэтому аюрведа – это, прежде всего, учение о формировании в жизни человека базовых условий для сверх-развития. Согласно аюрведе, идеальное здоровье – это платформа для достижения целей ведичес-кой культуры. Аюрведа включает в себя профилактику заболеваний, их диагностику, клинические методы терапии, лекарственные препараты, диету, рекомендации по здоровой и гармоничной жизни. В переводе с санскрита аюрведа означает «наука о жизни», и целью ее предписаний является формирование здорового общества. Эта наука входит в число наиболее значимых систем холистической медицины и является совершенной и законченной системой знаний [7].
В настоящее время аюрведа очень широко практикуется на Индийском субконтиненте, включая Непал [8]. Кроме того, она очень популярна среди европейцев и американцев, у которых интерес к аюрведе впервые возник в 70-е годы XX века, когда Махариши Махеш Йоги (духовный наставник участников группы «Битлз») и Дипак Чопра познакомили публику с аюрведой в их особом прочтении – учении о Трансцендентальной Медитации [9].
Аюрведическое лечение представляет собой комплексный подход к терапии эмоциональных, психологических нарушений и физических патологий. Ее применяют в узкопрофильных оздоровительных центрах и в специализированных курортных комплексах, где лечение можно сочетать с отдыхом [10, 11].
Люди доверяют Аюрведе из-за того, что она основана на использовании натуральных про-дуктов, при правильном применении не дающих побочных эффектов [12]. Однако по данным Американской национальной медицинской библиотеки, аюрведические лекарственные средства могут давать побочные эффекты в случае нарушений рекомендаций по приему, указанных на упа-ковке и листе-вкладыше [13, 14]. Кроме того, возможна и фальсификация аюрведических продуктов [15, 16]. Также следует иметь в виду, что, как и аллопатическая медицина, аюрведа может быть неэффективна при терапии ряда хронических и системных заболеваний, таких как гипертония, диабет, рак [10].
Аюрведа понимает здоровье, как состояние равновесия ряда компонентов: доша (первичные жизненные силы, которые создаются в результате взаимодействия элементов), дхату (структурные единицы – тканевые элементы), мала (выделительные единицы) и агни («пищеварительный огонь»). Все аюрведческие принципы укрепления здоровья пациента направлены на поддержание баланса внутренней среды и внешних факторов, влияющих на основные функции организма (состояние самйоги) [7]. Выражаясь языком современной медицины – на поддержание гомеостаза.
Аюрведа использует только натуральные лекарственные средства пяти основных категорий: свежий выжатый сок, паста, отвар, холодный настой, горячий настой. При этом, основными компонентами являются растворимый в воде экстракт, растворимый в спирте экстракт, жирораст-воримый экстракт, а дополнительно летучие экстракты, приготовленные без нагрева, нелетучий экстракт, полученный после нагревания, ферментированный или неферментированный экстракт. Каждый препарат содержит в себе несколько компонентов. Так, большинство лекарственных средств состоит из смеси извлечений из 15-20 видов трав. Ассортимент форм аюрведческих лекарственных препаратов достаточно разнообразен и широк [7].
Традиционно аюрведические лекарства изготавливались экстемпорально. Промышленное производство продуктов аюрведической медицины возникло в конце XIX века. Сегодня аюрведи-ческий промышленный сегмент представлен более чем 7 тысячами компаний [9].
По данным [17], классические аюрведические препараты (соответствующие рецептурам, указанным в письменных канонах), полученные в заводских условиях, составляют не более 10% всего предметного потребительского рынка.
Современная аюрведическая медицина все больше становится лекарственно-ориентирован-ной [18], и это абсолютно логично – спрос на ее услуги требует массового обеспечения. Но на передний план выходит разноуровневый контроль за самим профильным производством и дистрибуцией лекарственных препаратов, эффективность и безопасность которых должна быть доказана общепринятыми доклиническими и клиническими испытаниями. А это порой достаточно сложно, так как прямое использование методов биомедицины по отношению к медицине аюрведы может привести к потере аутентичности последней [9]. И тут вариант применения аюрведческих инструментов в виде биологически активных добавок на уровне профилактической медицины становится особенно значимым из-за упрощенных разрешительных барьеров.
Аюрведа никогда не была статичной и всегда была открыта новым теориям, использованию новых инструментов [9]. Так, ее отдельные постулаты легко коррелируются с теоретическими наработками великого русского физиолога А.А. Ухтомского, выдвинувшего как один из основных факторов центральной иннервации принцип временного управляющего центра – доминанты, опре-деляющейся не морфологически, а функционально2 [19]. Ухтомский считал, что организм есть открытая система, которая может тратить для совершения активного действия и получать из окружающей среды необходимое количество энергии3 [20]. В свою очередь, механизм получения энергии из внешней среды подробно рассмотрел в своих теоретических выкладках советский биолог-теоретик Э.С. Бауэр, а экспериментальное доказательство этой гипотезы позже дал ученик Ухтомского академик АН СССР И.А. Аршавский. Аршавскому принадлежит открытие «энергети-ческого правила скелетных мышц» – при затрате энергии на мышечную работу энергия затем восстанавливается избыточно. А эта избыточная энергия является необходимым фактором роста и развития макроорганизма и связана с возрастом индивидуума [21]. Действительно, прослеживается определенная философская параллель названных теорий и гипотез с канонами аюрведческих знаний.
Мир меняется, меняются наши представления о нем, и потому известное, конечно же, требует переосмысления и корректировок в новых существующих реалиях. Взять лучшее из опыта предыдущих поколений и дополнить его достижениями современной науки – бесспорно, разумный путь получения искомого результата.
Итак, перейдем непосредственно к предмету наших научных изысканий – малому в большом.
Важными продуктами аюрверческой медицины, попавшими в поле нашего зрения, явились яблочный уксус и мед, о которых необходимо сказать несколько слов в предметном контексте.
Полезные свойства яблочного уксуса известны давно. Например, в Древнем Египте он был обязательным препаратом в сумке лекаря и применялся наружно для обмывания ран, внутрь – при инфекционных заболеваниях. Во многих национальных кухнях яблочный уксус используется в качестве приправы к салатам и к мясным блюдам, так как он активирует пищеварение, стимулируя выработку желудочного сока и синтез пищеварительных ферментов, а также способствует выве-дению шлаков и расщеплению жиров [22].
По аюрведе разные вещества по-разному влияют на «пищеварительный огонь» человека, и вкус также влияет на пищеварение [23]. Яблочный уксус, как пищевой продукт, имеет выраженный кислый вкус и обладает всеми достоинствами и недостатками кислых продуктов. Доктор аюрведы центра «Керала» Прашант Варьер говорит об уксусе так: «Уксус будет увеличивать в организме питту4. Это благоприятно для процесса пищеварения, для деятельности кровеносной и сердечно-сосудистой системы. Уксус разжижает кровь и нормализует кровяное давление. Кроме этого, согласно аюрведе, продукты с кислым вкусом, к которым относится уксус, очищают тело от токсинов и шлаков» [24]. В аюрведе считается, что пережигание при помощи продуктов и напитков, содержащих сбалансированную природу огня (масло гхи, яблочный уксус, мед, куркума) – залог долгой и здоровой жизни.
Несомненно, опираясь на эти аюрведческие постулаты, ряд мировых производителей препа-ратов для похудания включили яблочный уксус (продукты его переработки) в составы целевых биологически активных добавок. Так, фирма NUTRALab CANADA Ltd (Канада) выпустила капсу-лированный продукт «Бромелайн с яблочным уксусом», содержащий порошкообразные состав-ляющие (высушенного) яблочного уксуса. По данным производителя, препарат способствует расщеплению жировых отложений в организме и предотвращению их образования, способствует снижению аппетита естественным образом, улучшению пищеварительных процессов [25]. Также, компания Vivisan (Швейцария) разработала таблетированный препарат на основе натурального яблочного уксуса для поддержания обменных процессов, пищеварительной системы и очищения организма «Яблочный уксус в таблетках Вивасан» [22]. И таких примеров можно привести много.
О меде, как о здоровом продукте можно сказать значительно больше, чем о яблочном уксусе. И с позиций аюрведы ему тоже нет равных. Энергетика меда уникальна потому, что в нем есть, как Сома (лунная энергия), так и Агни (солнечная энергия). Мед считается анупаной (проводником лекарственного агента), усиливающим лечебные свойства других веществ. Смесь меда с порош-ками трав, травяными настойками и пр. усиливает их действие. Мед в аюрведческой медицине применяют как детоксикатор, для снижения высокого уровня холестерина, стимуляции пищева-рения, устранения застойных явлений и др. [26]. Мед является одним из главных связующих компонентов таких легендарных комплексных сборов как «Расаяны». На весь мир стали известны и популярны расаяны, созданные по древним рецептам: «Брахма Расаяна», «Чаван-праш», «Амрита Калаш».
Сегодня мировой фармацевтический рынок предлагает и комплексные проаюрведческие продукты на основе яблочного уксуса и меда. Например, фирма «Мир Болгарии» поставляет на российский рынок биологически активную добавку «Уксус медовый органический», полученную путем добавления воды и закваски к меду и последующего брожения [27]. Российская компания Артель Расаяны [28] пошла дальше, выпустив ряд оригинальных продуктов по разработанным нами технологиям, таких как бальзам «Натуральный АСС», экстракты растительные «Биологи-чески активная чага», «Живой хитозан», «Живой кверцетин». И, конечно же, при создании данных препаратов были открыто и в полной мере учтены догмы аюрведческой медицины, что заложено в самой миссии компании Артель Расаяны. Ключевым технологическим звеном разработанных препаратов стало использование нового экстрагента биологически активных веществ на основе яблочного уксуса, приготовленного по оригинальной технологии, и меда. Данный экстрагент сам создает условия для рационального усвоения организмом человека комплекса соэкстрактивных веществ (заявка на изобретение 2023118417, дата регистрации 12.07.2023 г.).
Подкисленная вода в качестве экстрагента для изолирования алкалоидов из биологического материала из-за доступности и безвредности была предложена еще в 1861 году Усляром и Эрдманом. Эта методология нашла широкое применение в практике химико-токсикологического анализа. Так, А.А. Васильева использовала для подкисления воды щавелевую кислоту. Поэтому наш подход к выбору экстрагента был вполне оправдан и с позиций официальной науки.
Англоязычная версия данной статьи опубликована в электронном журнале Butlerov Communications A [29]. Русскоязычная версия данной статьи опубликована также в электронном журнале Бутлеровские сообщения A [30].
Заключение
Таким образом, продемонстрирован пример действенной популяризации канонов аюрведы на примере продвижения реальных рыночных продуктов, созданных с применением оригинальных решений и базовых научных знаний. Этот шаг может стать «кирпичиком» в фундаменте интеграционной системы российского здравоохранения.
Литература
[1] Застроу М. Лекарственные рецепторы и фармакодинамика. В: Кацунг Б, изд. Фундаментальная и клиническая фармакология. 13-е изд. Компании Mc-Graw Hill. 2012. С.15-36.
[2] Стратегия Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в области народной медицины 2002-2005 гг. (2001) [Электронный ресурс]. Всемирная организация здравоохранения. URL: http://www.who.int/publications/list/who_edm_trm_2001_1/ru/ (дата обращения: 20.10.2023).
[3] V.I. Kharitonova. Folk and traditional medicine: On the possibility of integrating medical systems, practices and methods in contemporary Tuva. The New Research of Tuva. 2018. No.4 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/804 (accessed: 24.10.2023.). DOI: 10.25178/nit.2018.4.1
[4] Бромлей Ю.В., Воронов А.А. Народная медицина как предмет этнографических исследований. Советская этнография. 1976. №5. С.3-18.
[5] Харитонова В.И. От народно-медицинских традиций к интегративной медицине, Российский Север и северяне: среда-экология-здоровье. Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2012. №1 (74). С.40-45.
[6] Хонназаро Р. Национальные и глобальные перспективы народной медицины: юридическое обозрение [Электронный ресурс]. Молодой ученый. 2016. №21. С.98-102. URL https://moluch.ru/archive/125/30401/ (дата обращения: 24.10.2023).
[7] Лекарственные формы в аюрведе. Электронный ресурс: https://atreya-ayurveda.ru/blog/lekarstvennyie-formyi-v-ayurvede/ (дата обращения: 28.10.2023).
[8] Джайсвал Ю.С., Уильямс Л.Л.: Взгляд на Аюрведу – забытую историю и принципы индийской традиционной медицины. J. Tradit. Complement Med. 2017. No.7 (1). P.50-53.
DOI: 10.1016/j.jtcme.2016.02.002
[9] Котова Н.И. Многоликая аюрведа в современном мире. МаиБ. 2017. №2 (14). С.1-14.
[10] Buddhi Paudyal, Astha Thapa, Keshav Raj Sigdel, Sudeep Adhikari and Buddha Basnyat. Adverse events with ayurvedic medicines - possible adulteration and some inherent toxicities. Wellcome Open Res. 2019. No.4. 23p.
[11] Что такое аюрведическая медицина в Индии. Электронный ресурс: https://experts-medical.com/blog-ru/chto-takoe-ayurvedicheskaya-medicina-v-indii/ (дата обращения: 28.10.2023).
[12] Кафле Г., Бхаттараи И., Шреста А.К. и др.: Почему пациенты в Непале предпочитают принимать аюрведические лекарства? Поисковое исследование. Международный журнал аюрведической медицины. 2018. №9 (4). С.250-257.
[13] Хадсон А., Лопес Э., Алмалки А.Дж. и др.: Обзор токсичности соединений, обнаруженных в пищевых добавках на основе трав. Планта Мед. 2018. №84 (9-10). С.613-626. DOI: 10.1055/a-0605-3786
[14] Эрнст Э. Токсичные тяжелые металлы и необъявленные лекарства в азиатских растительных лекарственных средствах. Pharmacol Sci. 2002. №23 (3). С.136-139. DOI: 10.1016/S0165-6147(00)01972-6
[15] Гупта С.К., Калекал Т., Джоши С. Неправильное использование кортикостероидов в некоторых препаратах, отпускаемых в виде препаратов из альтернативных систем медицины в Индии. Фармакоэпидемиоловый препарат Саф. 2000. №9 (7). С.599-602. DOI: 10.1002/pds.553
[16] Басу Н., Шарма Р.К., Гупта С.К. Анализ лекарств нераскрытого состава для лечения астмы или ревматоидного артрита. J. Physiol. Pharmacol. 1984. №28 (2). С.170-172.
[17] M. Bode. Assembling cyavanaprāsh, Ayurveda’s best-selling medicine. Anthropology & Medicine. 2015. No.22 (1). P.23-33.
[18] M. Banerjee. Public Policy and Ayurveda: Modernising a Great Tradition. Economic & Political Weekly. 2002. Vol.37.(12). P.1136-1146.
[19] Ухтомский А.А. Доминанта. Ленинград: Наука. 1966. 271с.
[20] Ухтомский А.А. Доминанта. Санкт-Петербург. 2002. 448с.
[21] Зуева Е.Ю., Зуев К.Б. А.А. Ухтомский и Э.С. Бауэр – два подхода к моделированию живого. Математичні машини і системи. 2016. №2. С.164-172.
[22] Яблочный уксус в таблетках Вивасан. Электронный ресурс: https://xn--80aqncndh8g.xn--p1ai/catalog/zdorove/biologicheski_aktivnye_dobavki/tabletirovannye_preparaty/yablochnyy_uksus.html (дата обращения: 01.11.2023).
[23] Морнингстар А. Аюрведическая кулинария для западных стран. Санкт-Петербург. Святослав. 2008. 384с.
[24] Питание по аюрведе… Электронный ресурс: https://www.jv.ru/news/31655-pitanie-po-ayurvede-kakie-produkti-ne-stoit-isklyu (дата обращения: 01.11.2023).
[25] Бромелайн с яблочным уксусом. Электронный ресурс: https://apteka.ru/product/bromelajn-s-yablochnym-uksusom-90-sht-kapsuly-massoj-555-mg-5e326fb965b5ab0001654e93/ (дата обращения: 01.11.2023).
[26] Все что аюрведа говорит о мёде. Электронный ресурс: https://ayurveda.help/mixture/honey/ (дата обращения: 01.11.2023).
[27] Уксус медовый органический. Электронный ресурс: https://www.mirbolgarii.ru/product/uksus-medovyy-organicheskiy-5 (дата обращения: 01.11.2023).
[28] Артель Расаяны Электронный ресурс: https://rasayany.ru/ (дата обращения: 01.11.2023).
[29] Alexander B. Kolesnik, Oleg O. Novikov. Creating ways to productively integrate Ayurvedic approaches into the Russian healthcare system. Butlerov Communications A. 2024. Vol.7. No.2. Id.7.
DOI: 10.37952/ROI-jbc-01/24-78-4-60/ROI-jbc-А/24-7-2-7
[30] Колесник А.Б., Новиков О.О. Создание путей продуктивной интеграции аюрведческих подходов в российскую систему здравоохранения. Бутлеровские сообщения A. 2024. Т.7. №2. Id.7.
DOI: 10.37952/ROI-jbc-01/24-78-4-60/ROI-jbc-RА/24-7-2-7
The English version of the article have been published in the international edition of the journal
Butlerov Communications A
Advances in Organic Chemistry & Technologies
The Reference Object Identifier – ROI-jbc-A/24-7-2-7
The Digital Object Identifier – DOI: 10.37952/ROI-jbc-01/24-78-4-60/ROI-jbc-А/24-7-2-7
Creating ways to productively integrate Ayurvedic
approaches into the Russian healthcare system
Alexander B. Kolesnik,1 Oleg O. Novikov 2,3*+
1 Rasayany LLC Arkhipova St., 10, building 1. Ozersk, 456784. Chelyabinsk Region. Russia.
2 Russian Peoples' Friendship University Named after Patrice Lumumba».
St. Miklouho-Maklaya, 6. Moscow, 117198. Russia.
3 Russian State University Named after. A.N. Kosygina. St. Malaya Kaluzhskaya, 1.
Moscow, 119071. Russia. Phone: +7 (960) 638-65-67. E-mail: ole9222@yandex.ru
___________________________________
*Supervising author; +Corresponding author
Keywords: integration, public health care system, traditional medicine, Ayurvedic approaches, dietary supplements.
Abstract
At the level of the World Health Organization, the idea of integrating the preserved resources of folk and traditional medicine into the healthcare of the countries of the organization’s member countries arose and began to be implemented. According to the classification of the World Health Organization, a number of countries belong to the first category in terms of the integration of traditional and traditional medicine into the public health care system. They officially recognize and allow the use of traditional and traditional medicine in the national health care system. Currently, the Russian healthcare system is fully provided with classical medicine, but there are no prohibitions on the practices and methods of officially unrecognized folk and traditional medicine. Thus, Russia is a state with a tolerant healthcare system. Although the Federal Law «On the Fundamentals of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation» contains Article 50 «Traditional Medicine», which allows us to assume progress in the process of forming an integrated Russian healthcare system. On November 2, 2023, Russian President Vladimir Putin signed a Decree on the development of nature-like technologies and instructed the government to develop and approve a plan for their development within six months, which was a serious promise to begin active action in the subject area. The subject of scientific interests of the team of authors in the context of the identified problem was the introduction of individual Ayurvedic approaches into the process of developing the compositions and technology of a number of dietary supplements. Such a path should increase the awareness of the Russian population about existing alternative possibilities for healing their own body, and, therefore, speed up the approval of Ayurvedic medicine at the state level. Research purpose: to analyze the situation with the use of traditional medicine tools in the Russian Federation; propose a tactical way to introduce Ayurvedic approaches into the practice of preventive medicine.
[1] Основателем российской фармацевтической промышленности был Роман Романович Кёлер (1838-1907 гг.) – российский промышленник (торговый дом «Роман Кёлер и К°»), почетный гражданин г. Москвы. Им в 1882 году в Москве была создана фабрика переработки сырых продуктов в химические и фармацевтические препараты (ныне – ОАО «Мосхимфармпрепараты» им. Н.А. Семашко), положившая начало заводскому фармацевтическому производству в России.
2 «По всем данным, доминанта в полном разгаре есть комплекс определенных симптомов во всем организме – и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Поэтому она представляется скорее, как определенная констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе» [19].
3 «В условиях нормального взаимоотношения со своей средой организм связан с нею интимнейшим образом: чем больше он работает, тем больше он тащит на себе энергии из среды, забирает и вовлекает ее в свои процессы; тогда понятно, что как раз более сильный деятель с мощной работой центральной нервной системы и всей аппаратуры, которая от нее зависит, способен за свою жизнь забрать и переработать большую сумму энергии из среды и вовлечь ее в сферу своей работы для того, чтобы дать в сумме мощный рабочий результат и длительные рабочие последствия, которые на долгое время заставят вспоминать эту центральную нервную систему и эту индивидуальность, когда ее самой более уже не будет…» [20].
4 Питта – в аюрведе один из трех типов (вата, питта, капха) конституции тела; телосложение – среднее, пропорциональное.